roizman: (Default)
roizman ([personal profile] roizman) wrote2006-02-26 12:11 pm
Entry tags:

(no subject)

Музей мы открыли в 1999 году. Это был первый частный музей иконы в России и до сих пор остается единственным.
Идею открытия такого музея мне подсказал известный екатеринбургский собиратель Юрий Михайлович Рязанов.
Я много думал об этом. Иконы занимали половину моей квартиры, они находились в офисе, у многочисленных друзей, в нескольких реставраторских мастерских. Переговоры с властями о предоставлении мне помещения под музей начавшиеся еще в 1997 затягивались. Вот уж я набегался. И в это время судьба мне улыбнулась - Анатолий Иванович Павлов отдал мне первый этаж своего особняка и еще две комнатушки впридачу.
Вошло все. В одной комнатке мы с Максом сделали хранилище, другую заняли реставраторы. Уже после открытия, когда икон стало больше, реставраторов переселили, хранилище освободили. Все развесили. По своему разумению. Вопрос о развеске был очень сложным. Скажите, как развешивать? По сюжетам? По хронологии? По разделам? По мастерским? Непонятно. Да и опыта не было. Сделали все по наитию. Начали экспозицию с самых ранних, плавно перешли к поздним. Время показало, что мы были правы. Экспозиция получилась стильной и гибкой. Самое главное - с ней можно было работать.

Невьянская икона существовала документально с 1734 г. (икона "Богоматерь египетская" до 1919 г. (спас Вседержитель). Фактически - у нас есть более ранние невьянские иконы, и мы знаем, о последних тайных иконописцах в 1950-х гг. Явление, которое мы называем "Высокий Невьянск", практически не перешагнуло рубежа XVIII века. С воцарением Александра I, с распространением единоверия и подъемом промышленности на Урале, невьянское иконописание вышло на новый виток. По заказам разбогатевших заводчиков, откупщиков и золотопромышленников, невьянские мастера из династии Богатыревых создавали роскошные шедевры вплоть до конца 1830-х годов, но настоящие, строгие и истовые невьянские иконы остались в XVIII в. Вот, в общем то, и все.
Представляете: Урал, маленький Невьянск, старообрядческий центр, несколько мастерских, всего сто лет иконописания. Жизнь бурлит: то облавы, то обыски - прятались в скитах. На продажу не писали. Только под заказ (если заказа не было, вообще не писали). Иконописцы - уважаемые, все грамотные. Заказчики - тоже грамотные, искушенные и очень богатые старообрядцы. Знали, что желают получить за свои деньги. Кроме того, все искренне верующие, готовые за веру хоть в огонь. В буквальном смысле. Вот отсюда и явление - Невьянская икона. Невьянских икон мало. Иногда вынуждены брать то, что заведомо не восстановить. Просто из-за фрагментов. Скоро не будет и этого.

В чем суть музея? Не дать явлению исчезнуть. Считаю, у нас получилось. Вообще музей живой. Вход бесплатный. Посетителей много. За первые пять лет - 150 тыс. человек. Мы все время что-нибудь делаем. Ездим в экспедиции, издаем книги и альбомы, проводим выставки.
Первая выставка музея за пределами Екатеринбурга прошла в мае 2005 года в Ферапонтово. Причем, мне очень приятно, что она была именно в Ферапонтово. За 2,5 месяца прошло огромное количество народа. Потом иконы на несколько месяцев переехали в Ярославль. Был очень сильный резонанс.

Много икон нам подарили. Среди дарителей наш губернатор Эдуард Россель, мой друг и компаньон Вадим Чуркин, мой товарищ и добрый человек Игорь Алтушкин, многие екатеринбургские и московские коллекционеры и реставраторы. Всем им огромное спасибо!
Я очень люблю Музей. Полагаю, что это лучшее дело, что я сделал в своей жизни. И, мо-жет быть, самое важное.