
И еще о мате.
В Вестнике музея "Невьянской иконы" в 2002 г. мы опубликовали статью замечательного историка, нашего преподавателя А.Т. Шашкова (к сожалению, ныне покойного) "Образ Богородицы в религиозно-нравственных представлениях сибиряков".
В статье, в частности, рассказывается следующее.
На Урале, 80-х годах XVII века в борьбу за нравственность включилась местная исполнительная власть. В Верхотурье от приказчиков Тагильской, Камышсловской, Ирбитской и других слобод стали поступать сведения о явлении "образов", "чтоб матерны не бранитца". Рассказывалось о явлении Богородицы 12-летнему мальчику Пашке которая велела передать людям, "чтобы перестали матерною бранью бранитца, а будут не перестанут матерною бранью бранитца, и будет де на весь мир от Господа Бога гнев Божий, и от нее... туча и камение и град с небес".
И вот, воевода Нарышкин, опираясь на авторитет Богородицы предписал крестьян, уличенных в матерной брани не только бить батагами, но и взимать с них штраф по рублю (!) с человека. А деньги присылать в Верхотурье.
Процесс пошел. Приказчики сучили ногами. Но денег казна так и не увидела. Ни копейки. Хотя штрафовали нещадно. Ровно через год озадаченный Нарышкин, почесав репу, данное распоряжение решительно отменил. "ПОСКОЛЬКУ ОТ ТОГО НЫНЕ В СЛОБОДАХ КРЕСТЬЯНЕ РАЗОРЯЮТЦА (!)".
"Очевидно, верхотурские приказчики глубоко переживали утрату источника неиссякаемых доходов, а каждое бесплатное матерное слово, услышанное ими из уст подведомственных крестьян, вызывало у них праведный гнев".
И вот, через два года, приказчики не выдержали и вновь обратились к воеводе Нарышкину и рассказали о явлении Абалацкой Божьей Матери и приводили прозвучавшие слова: "а как де с сего числа православные крестьяне в вере Христове матерною лаею бранитися не уймутца, и будет де ни них с небес туча огненная, камение горяще и лед".
"Но даже явление образа популярнейшей на Урале и в Сибири Абалацкой Божьей Матери не заставило уже искушенного воеводу Г.Ф. Нарышкина наступить второй раз на одни и те же грабли. ...Он никак не отреагировал. И приказчикам пришлось окончательно смириться с тем, что их крестьяне теперь безбоязненно оскверняли свои уста матерщиной не думая о штрафных санкциях".
Вот такая история.
Со своей стороны, видя отношение читателей к мату, постараюсь больше в своем журнале не материться. И в жизни тоже. И вырвал грешный свой язык...